АОНБ (aonb) wrote,
АОНБ
aonb

Category:

Следствие ведет библиограф…

  У каждого отраслевого отдела нашей библиотеки есть своя специфика, существует она и у отдела информационно-библиографического обслуживания и связана она, прежде всего, с поиском. А рассказать об этом лучше всего на конкретных примерах.
Пример 1.В библиотеку по электронной почте пришло от Григория Михаловского, руководителя Отдела краеведения Бяло-Подлясской городской публичной библиотеки Польши. Один из читателей польской библиотеки собирается писать диссертацию о российской писательнице Светлане Василенко, которая родилась в пос. Капустин Яр Астраханской области. В Польше литературы на эту тему недостаточно, поэтому польские библиотекари обратились в Астраханскую областную научную библиотеку с просьбой составить список литературы об этой писательнице.
  Список литературы о жизни и творчестве писательницы Светланы Василенко был составлен и включил в себя два раздела: Произведения С. Василенко и Литература о жизни и творчестве С. Василенко. Всего в список включено 46 источников (книги, статьи из сборников, периодических изданий, электронные полнотекстовые ресурсы). Документы, имеющие в фондах Астраханской областной библиотеки, – 34 источника. Документы краеведческого характера – 10 источников. Полнотекстовые электронные ресурсы – 22 источника. 3 источника на иностранных языках.
  При этом использовались следующие источники поиска информации: каталоги и картотеки библиотеки (Систематический каталог, Систематическая картотека статей, Картотека персоналий, Электронный каталог, Краеведческие каталоги и картотеки, База данных МАРС); Интернет-ресурсы: Библиографическая база данных ИНИОН РАН по литературоведению; электронные каталоги ведущих российских библиотек (РГБ, РНБ); поисковые системы (Яндекс, Гугл). В ответном письме Григорий Михаловский, выразил благодарность за профессионализм наших специалистов при выполнении запроса и прислал два списка статей на польском языке по Каспийской тематике.
  Пример 2. В отдел информационно-библиографического обслуживания поступил запрос по телефону. Читательница попросила составить список статей из журналов по теме: «Определение веса школьного портфеля и его влияние на здоровье». Информация необходима для ее ребенка, который учится в третьем классе, и выполняет исследовательскую работу по определению веса школьного портфеля и его влияния на здоровье школьников. Поиск информации проводился как по Базе данных МАРС, так и по Интернет-ресурсам. В результате библиографического поиска было выявлено 19 источников – статьи из журналов за последние 5 лет, из них 6 – это ссылки на полнотекстовые ресурсы. Готовый список был послан читателю по электронной почте.
  Пример 3. В марте этого года пришло письмо от жительницы г. Харабали Татьяны Викторовны Долгих. Она уже на протяжении многих лет ведет поиск информации о своем дедушке - Василии Андреевиче Беляеве, уроженце г. Харабали, участнике Великой Отечественной войны, пропавшем без вести. Интересующую читательницу информацию искали по ресурсам отдела краеведческой литературы, по Интернет-ресурсам, в частности ее интересовали адреса и телефоны Российского Красного Креста, поисковых отрядов, военкоматов г. Астрахани, Орла, Брянска, Ростова-на-Дону, Российского Красного Креста. В ответном письме мы постарались ответить на все интересующие вопросы и таким образом помочь читательнице в нелегком и, несомненно, важном для нее поиске.
  Пример 4. В Зал каталогов к дежурному библиографу обратилась читательница – студентка-филолог, работающая над дипломной работой по теме, связанной с риторикой и культурой речи русского языка. Преподаватель поставила перед дипломницей учебное задание – найти Материалы XI Международной конференции, проходившей в Ярославском государственном педагогическом университете в 2007 году – «Риторика и культура речи в современном информационном обществе». Материалы эти вышли в двух томах. Девушка показала имеющийся у нее отсканированный лист из 1 тома материалов конференции с началом одной статьи. Нужно найти ее продолжение и следующую за ней статью. Если у первой статьи известен автор и название, то про вторую нет никакой информации.
  В нашей библиотеке поиски были безрезультатными. Поиск по Интернет-ресурсам (ЭК РГБ, РНБ, других источников) тоже не увенчался успехом. Библиограф принял решение написать письмо по электронной почте коллегам из Ярославской областной универсальной библиотеки с просьбой о помощи. Ответ пришел буквально в этот же день, но, увы – отрицательный. Следующий шаг – письмо в Фундаментальную библиотеку Ярославского государственного педагогического университета, где и состоялась эта конференция. Ответ: в вузовской библиотеке искомой книги нет, но поиск будет продолжен на кафедре русского языка университета. Буквально на следующий день пришел ответ: материалы конференции найдены, книга будет передана в библиотеку, нужные статьи были отсканированы и присланы на электронную почту отдела. С читателем связь поддерживалась по телефону. Затем ей по электронной почте статьи были высланы. Запрос, казалось бы, заранее отказной по причине отсутствия в фондах нашей библиотеки, был выполнен.
  Пример 5. Студентке нужно написать реферат на тему: «Чарльз Хиндли» (британский политик 19 века). В результате поиска выяснилось, что об этом деятеле нет информации в справочных изданиях, в картотеке персоналий, в каталогах, БД МАРС – тоже отрицательный ответ. Библиографы обратились к Интернет-ресурсам – нашли только одно упоминание (глава из учебника, который в библиотеке отсутствует), поискали по БД ИНИОН – нет информации. Но в ходе поиска выяснилось, что этот британский деятель стоял у истоков Международной организации труда (МОТ) и рабочего движения в Великобритании. Обратились к систематическому каталогу - разделам истории Великобритании, истории государства и права Великобритании, международному частному праву. Читателю было предложено выписать 4 книги, в которых можно будет поискать нужную информацию. Казалось бы, поиск не принес ожидаемого результата (ведь о самом Хиндли так ничего не нашли), но источники предложены и студентка, поработав с ними, при встрече с преподавателем может представить проработанные ею источники.
  Пример 6. Практически уже перед закрытием в библиотеку пришла читательница-пенсионерка. Ей был необходима газета - «Вестник ЗОЖ» за 2007 год № 9. В каталоге периодических изданий, получаемых библиотекой, стоит отметка, что библиотека выписывала эту газету только до 2004 года. Получается, что библиографы должны были читательнице отказать. Но к нам на помощь пришли Интернет-ресурсы, мы нашли сайт этой газеты, архив нужного нам года и нужная статья была найдена. Затем, скопировав материал, мы отослали его на электронную почту внуку читательницы-пенсионерки. Читательница благодарила за поиск, который занял буквально 5 минут.
  Пример 7. В отдел обратился читатель с просьбой найти книгу определенного автора по лечению заикания у детей. Этой книги в фондах нашей библиотеки не оказалось. Читатель был готов приобрести ее в книжных магазинах города. Но останавливало то, что год издания книги – 2006 и это не оставляло надежды, что книга окажется на прилавках городских книжных магазинов. Библиограф предложил читателю оформить заказ на необходимую книгу через интернет-магазин, но, как оказалось, он не владел ни домашним интернетом, ни методикой самого заказа. Тогда библиограф взял всю эту процедуру на себя, при этом заказ был оформлен по домашнему адресу читателя. В одном из интернет-магазинов книга оказалась в наличии и была успешно заказана. Оставалось только ждать, когда она прибудет в Астрахань. Когда заказ был выполнен, и книга была уже в городе, читатель был проинформирован об этом по телефону.
  Как видите, наши специалисты прилагают все усилия, чтобы качественно и оперативно выполнять запросы читателей. Специалисты Отдела информационно-библиографического обслуживания всегда готовы придти на помощь любому читателю при поиске необходимой информации. Обращайтесь aonb-ibo@mail.ru тел.: 44-58-15
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments